31.03.2010
Стартовавший в
декабре прошлого года проект «Рейтингование школ и муниципалитетов»
вызвал интерес среди учителей и родителей. Каждый желающий теперь может
поинтересоваться, каких успехов достигла конкретная школа или
муниципальная система образования.
Не дань моде
— Некоторые директора школ негативно восприняли новшество. Они
считают, что объективное продвижение в рейтинге невозможно, поскольку
необходимо набрать целых 1000 баллов. Это не означает, что непременно
надо набрать максимальную сумму баллов. Перечень показателей, особенно
касающихся качества образования, избыточен. Поэтому у каждой школы есть
шанс получить баллы за счет своих сильных сторон. Другое дело, если эти
сильные стороны на сегодня не востребованы обществом. Тогда, возможно,
надо менять стратегию развития школы, — сообщила «Информ Полису» Ольга
Кургузова, оперативный руководитель проекта, главный специалист отдела
поддержки молодежных инициатив Министерства образования и науки Бурятии.
Рейтинг не дань моде, не очередная инновация министерства, а скорее
требование времени.
В последние годы работы нацпроекта «Образование» и комплексной
модернизации ведущим стал принцип «Деньги в обмен на обязательства».
Субъект брал на себя обязательства, скажем, по введению новой системы
оплаты труда, Федерация выделяла дополнительное финансирование и т.д.
Теперь политика другая: лидирует принцип «Деньги в обмен на
эффективность». Рейтинг должен стать инструментом независимой оценки
работы школ и муниципальных органов управления образования по различным
показателям, чтобы материально стимулировать наиболее эффективные из
них.
В режиме открытости
Все процедуры по рейтингу переведены в электронный формат, а
результаты формируются в режиме реального времени. Web-мониторинг —
явление довольно молодое, и не только для сферы образования. Необходимо,
чтобы люди привыкли к электронному формату отчетности, к высокой
степени публичности данных, к процедурам дистанционной проверки.
— Конечно, человеческий фактор играет роль: один захотел
приукрасить, другой не понял, третий забыл прочитать инструкцию. Чтобы
этого не случалось, а результаты были объективными, введен механизм
проверки достоверности данных на региональном и муниципальном уровнях, —
сообщила Ольга Кургузова. — Рейтинг позволит выявить сильные и слабые
места системы. Школы получат возможность объективно их оценить, лидеры —
заслуженное дополнительное финансирование, в образовании начнет
формироваться конкурентная среда.
В 2009 году в первую пятерку вошли город Северобайкальск,
Закаменский, Джидинский, Хоринский и Селенгинский районы. Их данные
проверяет межмуниципальная проверочная комиссия, в состав которой входят
представители пяти районов, следующих за лидерами. Они вправе выборочно
проверить любую школу. 100-процентную проверку школы пройдут внутри
района.